Тренинги-семинары Вернера Экхарда

by protoglobos

Фрагмет из книги Джозефа Наэма «Психология и психиатрия в США»

 

ЭСТ (обучение в семинарах Эрхарда)

Когда Вернер Эрхард осенью 1971 года путешествовал по Калифорнии, его внезапно «ОСЕНИЛО»! «Если рассказать все, что я испытал в то время, – вспоминает Эрхард, – то это покажется сущим обманом. Нет слов, чтобы выразить эти чувства, отношения, ощущения тела». То, что его ОСЕНИЛО, было «переживание мира таким, каков он есть, без посредничества человеческого понимания». Это «потрясающее переживание» было столь поразительным, что Эрхард создал ЭСТ, «чтобы поделиться своими переживаниями с другими»59.

С момента трансцендентальной полумистической вспышки «озарения» в 1971 г. ЭСТ приобрел широкую популярность. К 1977 г. 83 тысячи человек обучалось в семинарах Эрхарда, при этом каждый уплатил по 250 долларов за два уик-энда обучения. В ряде городов возникли центры ЭСТа. В 1975 г. ЭСТ получил доход в 9,3 миллиона долларов60. К апрелю 1979 г. число занимавшихся в ЭСТе только в Нью-Йорке составило 21 тысячу человек61.

Что же такое ЭСТ? Каковы его методы и приносит ли он пользу людям?

werner_erhard

Вернер Экхард, создатель ЭСТ

Цель ЭСТа заключается в том, чтобы вызвать у обучающихся такое же «озарение», какое пережил Вернер Эрхард. С этой целью Эрхард разработал детальный, четкий и строгий курс обучения. После регистрации и внесения платы за обучение, которая ныне составляет 350 долларов, обучающиеся проходят 60-часовой курс, состоящий из двух уик-эндов – 4 дня по 15 часов. В каждой группе с одним «тренером» обучаются до 250 человек.

Описывая эту процедуру, руководитель ЭСТа в Нью-Йорке Хейди Спаркс пишет: «Существуют определенные основные правила. Обучение начинается в точно установленное время. В комнате не разрешается иметь часы. Тренировка продолжается до глубокой ночи. Ассистенты не улыбаются или улыбаются, как манекены. Один из факторов, облегчающих обучение, заключается в том, что оно проводится при помощи весьма специфических, всем понятных, указаний»62. В статье, озаглавленной «Мы собираемся тебя разобрать, а потом собрать вновь», Марк Бревер так комментирует эту процедуру: «Никто не шевелится, не говорит, не курит, не ест, не делает никаких записей и не выходит из комнаты до окончания сеанса… В течение 9-дневного периода обучения никто не имеет права пить спиртное, принимать прописанные лекарства или наркотики»63.

В своей статье в «New York Times», озаглавленной «Обратите внимание, бараны!»64, Лео Литвак описал занятие в ЭСТе с 250 участниками, проводимое самим Эрхардом. Оно происходило в отеле, в зале для обычных собраний, в Сан-Франциско и началось точно в 8.30 утра. После того как ассистент «выкрикнул основные правила», Эрхард прочитал изложение цели ЭСТа – «неясная, нескладная проза о трансформации вашей способности переживать». Затем Эрхард провел следующие несколько часов, осуждая и оскорбляя обучающихся, называя их «баранами» и «олухами», чья «жизнь не стоит и гроша».

После этой безжалостной и пошлой тирады Эрхард приступил к изложению одной из основных идей ЭСТа. Не существует «хорошего» или «плохого» опыта – это разум навязывает свое суждение нейтральному миру. Мы сами несем ответственность за опыт, приобретенный нами. Мы преуменьшаем значение своих действий, обвиняя других: ОНИ были причиной войны, ОНИ лишили нас детства, ОНИ разрушили наши надежды на счастье. Суть в том, что в этом навязанном нам мире ничего нет – никому ни до чего нет дела. Каждый из нас строитель своей собственной жизни. Наконец – и это поразительно – Эрхард объявляет основную идею ЭСТа: «То, что существует, существует. И вы должны принять это!» Эрхард подчеркивает эту мысль, заявляя, что во французском языке эст (est) означает «есть, существует».

Два уик-энда включают долгие часы «целенаправленных упражнений на медитацию», лекции, беспрерывную конфронтацию и неизменное подавление психики обучающихся. Бревер подводит такой итог обучению: «Требуется около 70 часов, чтобы наставить большинство или всех обучающихся на путь истинный. Все это время применяется целый ряд методов и процедур, предназначенных то приводить обучающихся в замешательство, то просвещать их, чтобы поднять авторитет «тренера» и увеличить его суггестивное влияние на этих незадачливых «баранов»… Обучение представляет собой причудливую смесь методов изменения сознания»65.

Озарение, по Эрхарду, состоит в том, чтобы обучающийся усвоил ряд основных принципов. Во-первых, он должен усвоить, что «»я» – причина моего собственного мира»66. Во-вторых, обучающиеся должны отказаться от разума и от всей своей «системы убеждений, прежних представлений и моделей поведения», Эрхард составил «схему мышления ЭСТа… таблицу умственных процессов, описывающую все возможные умственные функции, как основанные на опыте, так и не основанные на нем. Вера, разум, логика и понимание, как уже было показано, не основаны на опыте, и эти второстепенные умственные упражнения следует отбросить, чтобы достичь сути жизни»67.

Из этой схемы следует, что реальным является только опыт и обучающиеся должны сосредоточить все свое внимание на том, что происходит «здесь и сейчас». Наконец, обучающийся должен «постичь», то есть, как говорит Эрхард, «осознать, что он есть, существует и что единственный способ быть счастливым – это делать то, что он делает… так как он совершенствует то, как он существует»68.

Статьи и книги, посвященные ЭСТу, свидетельствуют о том, что большинство обучающихся принимают учение Эрхарда; при этом четыре пятых из них признают, что это приносит им пользу. Большинство обучающихся продолжают посещать занятия более высокого уровня и многие становятся активными и горячими приверженцами ЭСТа. Действительно, многие психиатры и врачи других специальностей, пройдя курс ЭСТа, рекомендуют его своим пациентам. Марш сообщает о сеансе ЭСТа для «одной группы приглашенных, состоящей из 250 ведущих специалистов в области психиатрии, образования, права, естественных наук, авиации и движения за реализацию человеческого потенциала», которые «после окончания тяжелого испытания стоя устроили овацию Вернеру Эрхарду»69.

Итак, что же в ЭСТе является ошибочным?

Критика ЭСТа

Критики ЭСТа обнаружили у него ряд слабых мест. Они касаются прежде всего личности самого Эрхарда. Как утверждают, Эрхард в 1960 г. оставил жену и четверых детей и сменил имя и фамилию (Джек Розенберг), чтобы избежать преследований. Кроме того, Эрхард пользовался и другими вымышленными именами, например Фон Саваж и Джек Фрост. У него нет диплома, фактически он окончил лишь среднюю школу. До того как он начал заниматься ЭСТом, он в течение десяти лет работал продавцом энциклопедий, классиков американской литературы и книг по «динамике разума».

ЭСТ называют также «большой обдираловкой», целью которой является личное обогащение Эрхарда: у него большая вилла, повар, шофер и камердинер, лимузин, «мерседес» и взятый напрокат самолет. Все это дает основание для критики. Когда ЭСТ обвиняли в том, что он – «самый ярый противник сознания», Эрхард гордо признал это обвинение70. Кэмпбелл считает, что ЭСТ «придает большое значение рекламе, он пользуется особым жаргоном, требует беспрекословного подчинения всем указаниям Эрхарда и его помощников, которые подражают ему во всем, вплоть до одежды и прически своего лидера»71.

Побеседовав с Эрхардом и посетив его занятия, Литвак пишет, что Эрхард позволяет себе «насмехаться над обучающимися, он педантичен и груб в обращении с ними. Обладая голливудской внешностью, обаянием и самообладанием, он ведет себя так, что нужно всегда быть настороже и не спускать с него глаз. Эрхард не останавливается ни перед чем для достижения своей цели. У меня возникло желание закрыть душу и следить, чтобы он не залез ко мне в карман»72.

А вот другой язвительный комментарий к ЭСТуз он банален, тривиален и поразительно примитивен. Рецензируя несколько книг, посвященных ЭСТу для газеты «New York Times», Вивиан Горник писала: «Моей любимой цитатой из Эрхарда является следующая: «Я хочу теперь рассказать вам Правду О Жизни: То, Что Есть, Есть; То, Чего Нет, Нет». Можно сказать лишь одно: что не только король голый, но невидим и сам король»73.

Более важным является критическое замечание, что сам эстовский истэблишмент тоталитарен: все обучающиеся мужчины одеваются точно так же, как Эрхард; его ассистенты «беспрекословно, точно роботы, выполняют свои обязанности, выказывая неизменное восхищение Вернеру»74. ЭСТ сравнивают с организацией преподобного Муна с ее жесткой иерархией и членами-мунистами. Некоторые критики называют ЭСТ «психоделическим фашизмом»75.

 

lama_erhard

Вернер Экхард объясняет Далай Ламе что такое «просветление»

Горник правильно ставит ЭСТ на одну доску с рядом быстро сменяющих друг друга явлений в общественной жизни США. «Каждые два или три года в течение последних 10-15 лет, – пишет она, – нас захлестывают шумно рекламируемые «новые» системы терапии, «новые» способы обретения духовной и эмоциональной мудрости, «новый» метод, который обещает «обеспечить нам примирение» с нашим собственным «я» и избавить нас от почти непреодолимого чувства одиночества и изоляции, от которого страдает американский средний класс. Каждый из этих видов терапии и спиритуалистических систем появляется во главе со своим пророком-учителем и с терминологией, заимствованной из психоанализа, восточных религий и концепций о самореализации; каждый из них с поразительной быстротой создает «институт» или другую организационную структуру, посредством которых богатые новообращенные попадаются на удочку опытного и практичного американского бизнесмена, который говорит себе: «Они «клюют» сегодня на эту идею, а завтра, – кто знает?»76

Скептическое отношение к ЭСТу усиливается в результате такой критики. Но кроме того, следует отметить, что существуют еще и фундаментальные философские, научные, медицинские и социально-политические основания для опровержения ЭСТа.

Марксистская критика ЭСТа

ЭСТ основан на явно субъективно-идеалистической философии, отрицающей существование объективного мира и признающей только субъективный опыт. Ричард Марш, защитник ЭСТа, прямо заявил об этом, описывая свое обращение в веру ЭСТа: «Я «понял», что я – причина моего мира, а не его результат, и поэтому я отвечаю за него. Этот мир, который я люблю и ненавижу, – мое творение и моя ответственность»77. Это явный солипсизм: только я существую и создаю свой собственный мир. Фактически ЭСТ – крайняя форма субъективного идеализма, то есть солипсизм. Эрхард требует, чтобы «свободный и автономный индивид жил в настоящем»78.

ЭСТ не только субъективен, но и индивидуалистичен; он призывает человека принять на себя ответственность за свою собственную жизнь. Он отрицает коллективную деятельность, взаимную поддержку и организованную борьбу. Индивида превращают в асоциальное, а фактически в антисоциальное существо, так как индивид становится одиноким и психологически обнаженным. «Многие люди ищут обнаженное «я» в танцевальных залах гостиниц, – говорит Кэмпбелл, – и платят за это деньги»79.

wernertwork

Вернер Экхард на семинаре ЭСТ

Не довольствуясь отрицанием объективного мира, ЭСТ лишает индивида главных инструментов решения возникающих проблем: разума, убеждений, логики и понимания. ЭСТ отказывается признать весь век разума, оставляя только сырой, непроанализированный опыт. Конечно, без разума и понимания люди не могут справиться с личными, а тем более с социальными проблемами.

Пассивность также неизбежный результат ЭСТа. Так, Бревер ссылается на тех, кто окончил курс ЭСТа, кто, «усвоив, что их разум не только машина, но и совершенная машина, действует подобно роботам»80. Да и как же еще следует действовать, когда говорится, что мир совершенен в том виде, как он существует, и вы делаете точно то, что вам и следует делать? ЭСТ возвращает нас назад, к лейбницевскому «лучшему из всех возможных миров». Это прекрасное оправдание бездействия, пассивного принятия того, что существует, потому что оно существует.

ЭСТ дегуманизирует людей, сознательно подвергая их осмеянию, унижению и оскорблению. И не случайно напряжение и тревога, создаваемые на сеансах ЭСТа, приводили к частым психическим срывам. Сообщения о множестве возникающих после сеансов ЭСТа психозах «побудили трех психиатров высказать своим коллегам опасение относительно возможности того, что этот опыт может оказать разрушительное действие на некоторых людей»81.

ЭСТ – это мешок, наполненный самыми разными популярными средствами «самопомощи». Эрхард – действительно ловкий продавец своего собственного способа изменения сознания, созданного им из многих других источников. Литвак сообщает, что незадолго до того, как Эрхард разработал ЭСТ, он жадно изучал и применял на практике «Сабуд, саентологию, гештальттерапию, групповую терапию, терапию Роджера, йогу, дзен-терапию и динамику разума»82.

ЭСТ подвергался обоснованной критике за применение классических приемов внушения некоторых идей: длительные периоды дискомфорта, монотонность и утомление, нападки на систему убеждений и моделей поведения, лишение индивида защиты, осмеяние, авторитарная форма и содержание, истерики и обмороки, оскорбление и т.д., которые «один робкий человек назвал «избиением в воскресную ночь»»83.

Хотя некоторые утверждают, что ЭСТ принес им большую пользу, мы должны поставить под сомнение эту «пользу». Если даже они признают действенность того, что предлагает им Эрхард, то что это практически дает им в реальной жизни? Разве ЭСТ не привел их к роботоподобному поведению или к крайнему индивидуализму и эгоцентризму? Разве они не будут действовать менее адекватно, если откажутся от своих убеждений и разума и будут полагаться только на чистый опыт? Однако ЭСТ редко имеет такие серьезные и длительные последствия.

Польза, которую якобы получили обучающиеся, имеет характер плацебо: они ожидали, что им помогут, они уплатили, чтобы им помогли, они испытали причудливые переживания, поэтому они чувствуют, что им помогли. Но результаты обычно имеют временный и неустойчивый характер. Ибо как могут четыре дня тренировки уничтожить сформированные в течение жизни сознание, систему убеждений, поведение и установки? О неустойчивости результатов популярных модных течений, подобных ЭСТу, говорит Джерри Рубин в своей книге «Стать взрослым в 37 лет». «За пять лет – с 1971 по 1975 г. – я непосредственно познакомился на опыте с ЭСТом, гештальттерапией, биоэнергетикой, рольфингом, массажем, йогой, здоровой пищей, тайцзи, Эзаленом, гипнозом, современными танцами, медитацией, контролем над разумом, Арикой, акупунктурой, секс-терапией, терапией Райха и т.д. – целым набором средств изменения сознания»84.

Наибольшее беспокойство, однако, вызывают социальные и политические последствия ЭСТа. Хотя установлено, что подавляющее большинство обучающихся ЭСТу принадлежат к среднему классу белых, его идеи проникают и распространяются среди рабочих и молодежи. Тысячи добровольцев в возрасте двадцати лет и старше также изучают ЭСТ. Для негров ЭСТ – это своеобразный путь принятия расизма, отказа от социальной борьбы и сосредоточения внимания на своем «я».

Суть ЭСТа такова, что и опытный капиталист не смог бы улучшить сценарий Эрхарда для производства послушных, не оказывающих сопротивления, всем довольных рабочих: вы отвечаете за мир, но это совершенный мир, и «единственный способ быть счастливым заключается в том, чтобы делать то, что вы делаете»85. Иначе говоря, приняв ЭСТ, мы должны отказаться от разума, теории, классового сознания и классовой борьбы. Так что же вы предпочтете?

 


 

  1.  Litwak Leo. Pay Attention, Turkeys! – «New York Times Magazine», May 2, 1976.
  2.  См.: «New York Times», April 4, 1976.
  3.  «N.Y. Daily News», April 15, 1979.
  4.  Ibid.
  5.  Brewer M. The Case Against EST: We’re Gonna Tear You Down and Put You Together Again, – «Psychology Today», August 1975.
  6.  Litwak L. Op. cit,
  7.  Brewer M. The Case Against EST: We’re Gonna Tear You Down and Put You Together Again.
  8.  Marsh R. I Am the Cause of My Own World. – «Psychology Today», August 1975.
  9.  Brewer M. Op. cit.
  10.  Ibid.
  11.  Marsh R. I Am the Cause of My Own World.
  12.  «Daily World», July 3, 1976.
  13.  Campbell С. Salesman of Serenity. – «Psychology Today», August. 1976.
  14.  Litwak L. Pay Attention, Turkeys!
  15.  Gornick V. – «New York Times Book Review», April 4, 1976.
  16.  Brewer M. Op. cit.
  17.  «New York Times Book Review», January 25, 1976.
  18.  Gornick V. Op. cit.
  19.  Marsh R. I Am the Cause of My Own World.
  20.  «Psychology Today», August 1976.
  21.  Campbell С. Salesman of Serenity.
  22.  Brewer M. The Case Against EST…
  23.  «Now York Times», April 24, 1977.
  24.  Litwak L. Op. cit.
  25.  Brewer M. Op. cit.
  26.  Rubin J. Growing Up at 37. Evans, New York, 1976.

 Brewer M. The Case Against EST: We’re Gonna Tear You Down and Put You Together Again.

 

Реклама